Министерство здравоохранения Российской ФедерацииДепартамент здравоохранения Ивановской области

Зеленый коридор

Как автомобилисты пропускают «скорую» и пожарных в Иванове
13958238541ad9aa3ec69a463dd50fd2b77e53f333a

Через 5 минут после остановки сердца человек погибает. За 5 минут сгорает дотла автомобиль и почти полностью деревянный дом. В пробках на дороге машины экстренных служб, спешащие на помощь, из-за неграмотных действий автомобилистов или из-за их упрямства теряют драгоценные минуты. Почему не даем врачам «скорой» и пожарным зеленый коридор?

Счет на минуты

От жизни до смерти – пара минут. В Иванове был случай, когда упрямый автомобилист не хотел пропустить «скорую». А потом узнал, что она спешила к его пожилой матери. «Приехала. Опоздала всего на несколько минут. Врачи констатировали смерть», — рассказывает директор Территориального центра медицины катастроф Ивановской области Сергей Базанов.

Врачи могут спешить на вызов, например, к женщине, у которой началась родовая деятельность, или к месту ДТП, человеку с ножевым ранением, серьезным ожогом.

«Есть так называемые первые 5 «бриллиантовых» минут. За это время пострадавшему нужно оперативно оказать помощь: восстановить проходимость дыхательных путей, начать проведение сердечно-легочной реанимации и остановить массивное артериальное кровотечение. Счет на минуты идет, и когда у человека остановилось сердце. Реанимационные действия важно начать в течение 5 минут, иначе пациент погибнет», — уточняет Сергей Базанов.

Вторая ситуация, когда «скорая» уже везет пациента в лечебное учреждение. В любом случае даже самое малейшее промедление для человека, находящего внутри машины с мигалкой, смертельно опасно.

В Иванове с машинами «скорой помощи» на перекрестках не раз сталкивались другие автомобили, хотя водители «неотложки» ехали с проблесковыми маячками и сигналами.

«За границей, если движется машина со спецсигналами, все водители как один прижимаются к обочине, пропускают ее, дают ей зеленый коридор. Им даже штрафы выписывать не нужно – они сами понимают важность ситуации и личную ответственность. Может быть, и наши водители без нравоучений и введения жестких санкций возьмут за правило делать так же. Думаю, нужно сделать упор на социальную рекламу, которая разъясняла бы водителям, почему машину «скорой помощи» нужно пропускать всегда, не задумываясь», — считает эксперт.

Авторитетные ребята

Возможно, в силу внушительных размеров пожарные машины автомобилисты пропускают охотнее, чем «скорую помощь». Так считает начальник пожарно-спасательной части № 4 г. Иваново Сергей Шашин. К тому же водители знают, что в машине сидят сильные ребята – пожарные. Теоретически они могут выйти и подвинуть автомобиль, преграждающий путь. С ними водители опасаются конфликтовать. Но нередко случается, что пожарная машина попадает в затор на дороге. Не во дворах, а именно на проезжей части, где очень многое зависит именно от грамотных действий автомобилистов.

В среднем по городу спасатели прибывают к месту ЧП за 3-4 минуты. Но в часы пик это время увеличивается до 6-7 минут именно за счет большого числа машин на дорогах и пробок. Но автомобили, например, сгорают в среднем за 5 минут. Деревянные частные дома или двухэтажные старой постройки, которых немало в Иванове, горят в разы быстрее, чем кирпичные или бетонные дома.

Здесь есть еще один важный момент, пожарные называют это «загрузкой»: то, что внутри горящего помещения. Например, внешняя отделка здания выполнена из несильно горючего материала, но внутри много текстильных материалов. Усмирить разгулявшуюся огненную стихию и без того непросто, а когда потеряно время, к приезду пожарных нередко и тушить-то уже нечего.

Достучаться до сознания автомобилистов можно только увеличением штрафов. Например, до 30 000 рублей, считает Сергей Шашин. По его мнению, пугает водителей и перспектива лишения прав. Скажем, можно было бы лишать прав на 4-6 месяцев.
Шокирующие откровения

Сотрудники Госавтоинспекции разделяют мнение эксперта из МЧС. Они провели опрос ивановских водителей и были шокированы их признаниями. Условно автомобилистов разделили на две категории. Первая – это те автомобилисты, кто теряется при виде машин специальных служб с включенным проблесковым маячком и специальным звуковым сигналом. Они понимают, что обязаны уступить дорогу. Только никаких действий не предпринимают, словно их сковывает страх.

Вторая категория – упрямые водители, которые не уступят дорогу «из принципа». Они не делают исключений ни для «скорой», ни для полиции, ни для пожарных. А нередко сами пристраиваются за ними, чтобы быстрее проехать.

«В моей практике был случай. Я перекрывал перекресток. Движение на нем было организовано в прямом направлении. К перекрестку уже приближались транспортные средства в сопровождении патрульных автомобилей ГИБДД с сиреной и включенными проблесковыми маячками. В этот момент неожиданно передо мной остановилась дорогая иномарка. Водитель говорил по сотовому, а жестами второй руки показывал, что ему необходимо развернуться. На мои требования продолжить движение в прямом направлении, он махнул рукой и произвел разворот перед сопровождаемой колонной, создав аварийную ситуацию. ДТП удалось избежать чудом», — рассказывает инспектор Дмитрий Лещуков.

Гражданская позиция

В Кодексе об административных правонарушениях РФ есть статья 12.17, которая позволяет наказывать таких упрямцев или наглецов.

«Санкция статьи – штраф 500 рублей или лишение права управления от 1 до 3 месяцев. Вопрос о лишении принимает суд, но судья также может вынести штраф», — уточняет Наталья Пешкова, начальник отделения пропаганды безопасности дорожного движения Центра дорожного и технического надзора, пропаганды безопасности дорожного движения ГИБДД УМВД России по Ивановской области.

За весь прошлый год по этой статье наказали всего четырех автомобилистов. Дело в том, что выявляет нарушение, связанное с непредоставлением преимущества движению спецтранспорту, сотрудник ГИБДД. Он составляет протокол и назначает дату и время рассмотрения материала руководством Госавтоинспекции. В течение двух недель протокол находится в подразделении ГИБДД, водитель должен явиться в указанное время. Если не приходит на рассмотрение, решение по делу об административном правонарушении принимают в его отсутствие или направляют в суд по месту совершения правонарушения.

Инспекторы ДПС далеко не всегда наказывают автомобилистов что называется «по горячим следам» на месте совершения правонарушения. Чаще они являются случайными свидетелями таких неприятных ситуаций. Поэтому призывают очевидцев присылать в подразделение ГИБДД видеозаписи правонарушения. Присылать их можно по почте, через сайт Госавтоинспекции либо приносить лично. Если в машинах экстренных служб, попавших в непростую ситуацию на дороге, есть видеорегистратор, то водители так же могут обращаться в дорожную инспекцию.

Наши эксперты едины во мнении: качество оказания помощи людям, попавшим в беду, зависит в том числе и от нашей с вами сознательности. А вдруг «скорая» спешит к нашим родителям, а спасатели мчатся тушить пожар в дом, где нас ждут дети?

памятка
Когда и как правильно уступать дорогу спетранспорту

ГИБДД использует красно-синие мигалки, а полиция, «скорая» и пожарные — полностью синие различных конструкций. Им нужно уступить дорогу.
Работающий желтый или оранжевый маячок (транспортные средства, выполняющие работы по строительству или ремонту дорог, перевозящие опасные грузы) – это не призыв освободить дорогу. Они нужны, чтобы сделать транспортное средство на дороге более заметным.

Основные ситуации, когда необходимо уступить дорогу автомобилю, со включенным спецсигналом:

— при проезде перекрестков,

— при перестроении спецтранспорта в полосу, где находится водитель,

— при повороте или развороте спецтранспорта.

Автомобили специальных служб желательно пропускать даже тогда, когда проблесковые маячки и сирена выключены. Это правильно с моральной точки зрения.
В п. 3.2 ПДД РФ прописана обязанность водителей, во-первых, уступить дорогу, а, во-вторых, обеспечить беспрепятственный проезд. Водители не обязаны прижиматься к обочине. Но это сложившаяся, нормальная практика. Практикуют ее и в российских городах, и за границей.

Дорога в тюрьму

Для водителей, которые отказываются пропускать машины экстренных служб, могут ввести наказание в виде лишения свободы на срок до трех лет.

Соответствующий законопроект был внесен в Госдуму 27 января. Авторы законопроекта предлагают внести изменения в ст. 264 Уголовного кодекса РФ. Это нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. По их мнению, в статью нужно добавить пункт, по которому водители, отказавшиеся пропустить машины экстренных служб, будут нести уголовную ответственность. Ранее они предлагали наказывать водителей, не пропускающих «скорую», штрафом в размере до 30 тысяч рублей.

Источник: газета «Рабочий край»