Министерство здравоохранения Российской ФедерацииДепартамент здравоохранения Ивановской области

Паводок-2017

Павел Мочалин — о большой воде, лодочных переправах и спасении людей, попавших в плен водной стихии. «В некоторых населённых пунктах Ивановской области во время половодья вода поднимается до полутора метров. И может стоять около месяца. Но наш регион в отличие от других областей более благополучен в этом плане. Да и местные жители привыкли к весеннему испытанию и готовы к трудностям», — говорит временно исполняющий обязанности заместителя начальника по защите, мониторингу и предупреждению ЧС – начальник управления гражданской защиты ГУ МЧС России по Ивановской области Павел МОЧАЛИН.


Природный экзамен

— Павел Валерьевич, половодье – это катастрофа, беда для посёлка и его жителей?

— Я бы назвал его серьёзным испытанием. Это явление сезонное, повторяется почти каждый год. В 2015 и 2016 годы большого половодья не было. Лишь на очень короткий срок подтапливались все низководные мосты. А в какие-то годы ситуация была очень тяжёлая. Например, в 2004 году весенний разлив воды нанёс тотальные повреждения многим дорогам. Образно говоря, смыл их. Воздействовать на природу мы не можем: она нам неподвластна. Поэтому нужно быть готовым и к возможному половодью. И делать это заранее, причём и администрациям сельских поселений, и самим местным жителям.

— А по прогнозу синоптиков и МЧС, ожидать ли прихода большой воды этой весной? Зима выдалась снежной, с большими температурными перепадами. Есть риск, что затопит?

— Всё зависит от погоды: насколько быстро потеплеет, как интенсивно будет таять снег и как много выпадет осадков. Если ночью температуры будут отрицательные, а днём плюсовые, снег растает постепенно, сам собой. А если тепло и днём, и ночью, опасность будет нарастать. Снег растает так быстро, что вода не успеет уйти, и её скопление вызовет паводок.

— Какие населённые пункты попадают в зону повышенного риска?

— Традиционно это посёлок Холуй Южского района и посёлок Лух Лухского района. В Холуе вода подтапливает 136 домов и 400 приусадебных участков. Неудобства терпят более 400 местных жителей. В Лухе вода подбирается к 13 домам. Отрезаны от большой земли 23 жителя — в основном пенсионеры. Подъём воды вызывает нарушение транспортного сообщения с частью посёлка. В Холуе, к примеру, мост, соединяющий берега реки Теза, конструировали в условиях ограниченного финансирования. В период активного таяния лёд проходит над мостом, не повреждая его. Но проезд машин в этот период невозможен. Таких низководных мостов в нашей области ещё два: в Гаврилово-Посадском и Ильинском районах.

— Как до местных жителей в случае необходимости добираются пожарные, врачи «скорой»?

— Местные магазинчики запасают продукты питания на длительный период, а фельдшерско-акушерские пункты — медикаменты. В Холуе чуть выше посёлка есть гидроузел. Проезд по этой плотине разрешён как раз только для машин экстренных служб. То есть при необходимости пожарная и «скорая» доедут. К слову, на время половодья в посёлке Холуй организуют пост пожарной охраны.

Лодочная переправа

— Павел Валерьевич, местные жители из зон подтопления не высказывали желания переехать в более спокойные населённые пункты?

— Люди привыкли там жить. А в Холуй и вовсе приезжают специально, покупают дома, потому что там очень красиво. Проблема подтопления для Холуя существует сотни лет. Особенности местности не позволяют предпринять каких-то кардинальных мер, перекрыть дамбу, например. Здесь единственный выход
— ждать и терпеть. И стоит отдать должное жителям: они предусмотрительны и предприимчивы. Учитывают подступ большой воды. Все хозяйственные постройки строят на возвышении, а дома — на сваях. Уровень воды может подняться до полутора метров! Но больше всего меня удивили мостки между домами. Это настоящая пешеходная улица, поднятая над водой. Мостки набиты как столбики и перекинуты между домами.

— Как большая вода влияет на будущий урожай?

— На приусадебные участки в период половодья откладывается ил — очень хорошее удобрение. И зная это, люди издавна селились около реки. Так исторически сложилось. Но иногда воды разливается слишком много! Смотришь, плывёт лодка, а рядом виден верх забора.

— Весной люди переправляются на лодках?

— Лодочную переправу организует администрация сельского поселения. На эти цели в бюджете района заложены небольшие деньги. Определяют несколько инициативных людей из местных. На вёсельных лодках они перевозят жителей бесплатно с одного берега на другой. А администрация потом оплачивает их работу.

— Прямо как у Некрасова в сказке «Дед Мазай и зайцы». Романтика…

— Это для нас, людей городских, в диковинку. А для местных жителей это жизнь. Люди привыкли к половодью и лодочной переправе, не боятся. А в Кинешемском районе даже через Волгу по льду на машинах ездят! А вот это уже неосознанный риск. Бесконтрольный проезд людей через Волгу крайне опасен. Водный объект широкий, имеет особенности течения, и лёд может быть в одном месте 1 метр, а в другом 10 см. Или на лыжах подходят к самой кромке льда. До воды полтора метра, но сидят на кузовке, закидывают удочку. Говорят, у самой воды лучше клюёт.

Только вертолётом

— Проваливались под лёд?

— Выезд на лёд на автомобилях и снегоходах запрещён! Ведь больше всего людей гибнет именно на водоёмах: на Волге проваливаются, на мелких реках и озёрах. И таких случаев очень много. Не все возможно зарегистрировать. В этом и в прошлом году провалившихся под лёд, к счастью, не было. Но, случалось, машины уходили под воду.

— А почему люди, осознавая все риски, всё равно ездят на машинах через Волгу по льду?

— В зону риска, кроме посёлков Лух и Холуй, попадет ещё и деревня Ласкариха в Кинешемском районе. В период весеннего разлива вод она вовсе отрезана от внешнего мира. В сухое лето дорога к деревне более-менее проезжая. И зимой можно спокойно ездить. Но как только снег начинает таять, образуются проталины. Мост сплошь разбит большегрузами, там чудовищные колеи. Простому гражданину не проехать. Автобус тоже перестает ходить, потому что и ему не проехать. А единственный объезд через посёлок Красногорский Костромской области. Это 150 км. Вот люди и рискуют, едут напрямик. Наше ведомство заставляет местную администрацию огораживать места выхода на лёд снежными валами, чтобы никто не заезжал на машинах. Но люди всё же идут ва-банк.

— А что делать, если вдруг кому-то из жителей Ласкарихи экстренно понадобиться помощь медиков?

— Там нет дорог, остались лишь одни направления. Если в Холуе «скорая помощь» проедет через гидроузел, то здесь не проедет и помощь пациенту не окажет. В отрезанную от большой земли деревню можно разве что на вертолёте прилететь. Но помогут спасатели. В прошлом году беременную женщину с Ласкарихи перевозили на судне на воздушной подушке в кинешемскую больницу. Успели вовремя: всё обошлось.

— В Ласкарихе местные чиновники мало внимания уделяют весенним природным испытаниям?

— Самое основное – это безопасность людей. Поэтому задолго до прихода большой воды мы проводим заседание комиссии по ЧС, ставим конкретные задачи главам городских округов и районов, требуем их выполнения. Потому что речь идёт о жизнях людях. Администрации Ласкарихи нужно более активно прорабатывать вопросы подготовки к половодью. Пока получается, что населённый пункт отрезан полностью от внешнего мира. Мы выделили в эту деревню пожарную машину и попросили обустроить ей место хранения. Ведь если пожар, может целая деревня сгореть. Из местных нашли добровольцев, которые оперативнее пожарных приедут на пожар, собьют пламя. Проблема в том, что нет денег на депо для пожарной машины.

— Жители тоже должны позаботиться о себе?

— Люди обучены жизнью. Делают запас продуктов и питьевой воды, не забывают про средства индивидуальной защиты и про запас медикаментов, средства дезинфекции. Ведь даже небольшое подтопление в 10-15 см — это определённые трудности для людей. При чрезвычайных ситуациях, которые мы стараемся предупредить, без промедления звоните по единому телефону пожарных и спасателей «01» или «101» (с мобильных телефонов). Все звонки в службу спасения бесплатные.

Источник: «АиФ-Иваново»