Министерство здравоохранения Российской ФедерацииДепартамент здравоохранения Ивановской области

Итоги деятельности Ивановской областной подсистемы единой госсистемы предупреждения и ликвидации ЧС-2017

В уходящем году основные усилия органов управления и сил областной подсистемы были направлены на реализацию мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, снижение рисков и сокращение ущерба от негативного воздействия их факторов, на выполнение задач Правительственной комиссии и комиссий полномочного представителя Президента РФ в ЦФО и Ивановской области.


В 2017 году на территории Ивановской области зарегистрирована 1 чрезвычайная ситуация (связанная с африканской чумой свиней, привлекалось 23 человека личного состава, 6 ед. техники).

По сравнению с аналогичным периодом прошлого года отмечается снижение на 67% количества чрезвычайных ситуаций (АППГ – 3), количество погибших на них людей уменьшилось в 9 раз (АППГ – 9).

Также зарегистрировано 24 происшествия социально-значимого характера.

В сравнении с аналогичным периодом прошлого года отмечается положительная динамика снижения на 14% количества социально-значимых происшествий (АППГ – 28), количество погибших в них людей снизилось на 36% (АППГ – 28).

Осуществлялось реагирование на 1028 оперативных событий.

По сравнению с аналогичным периодом прошлого года отмечается снижение на 23% количества оперативных событий (АППГ – 1338).

В 2017 году на территории Ивановской области обстановка с техногенными пожарами и их последствиями характеризуется положительной динамикой: количество пожаров уменьшилось на 5 %, гибель на пожарах снизилась на 11% (статистически зарегистрировано 927 техногенных пожаров, на которых погибло 66 человек и 76 человек получили травмы).

В лучшую сторону по данным показателям необходимо отметить работу администраций Верхнеландеховского, Ильинского, Комсомольского, Савинского и Южского муниципальных районов.

В целом, несмотря на положительную динамику, ухудшились показатели у администраций Заволжского, Приволжского и Пучежского муниципальных районов.

В то же время не могу не озвучить ряд резонансных событий произошедших в текущем году:

— пожар в здании Пучежского дома-интерната для престарелых и инвалидов, (в результате которого погибло 2 человека и нанесён ущерб здоровью 7 проживающим в нём лицам 15.09.2017 п. Пучеж, ул. Калинина д. 2), предварительная причина пожара — поджог

— пожар в административно-производственном здании в г.о. Иваново, (03.04.2017, г. Иваново, 23-я Линия, д. 13), который унёс жизни двух наших пожарных, причина пожара — аварийный режим работы электрооборудования.

Эти ЧП принесли значительный материальный ущерб и гибель людей.

Основной причиной возникновения пожаров, явился человеческий фактор.

В последнее время на территории РФ возникают чрезвычайные ситуации, связанные со взрывом бытового газа, последнее такое событие произошло в городе Ижевске Удмуртской Республики.

В октябре текущего года произошло похожее происшествие и у нас в Юрьевецком муниципальном районе.

В целях недопущения таких происшествий впредь, нам необходимо продолжить работу, направленную по недопущению происшествий, а именно предлагаю органам местного самоуправления:

— проводить работу по включению мероприятий обеспечения пожарной безопасности (в том числе по недопущению взрывов бытового сжиженного баллонного газа) в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;

— организовать информирование населения о мерах пожарной безопасности (в том числе по недопущению взрывов бытового сжиженного баллонного газа), посредством организации и проведения собраний населения, профилактических обследований жилых домов с газовым оборудованием, профилактических рейдов (в целях осуществления осмотров мест хранения газовых баллонов с представителями газовых аварийных служб, волонтеров).

— осуществлять оперативный обмен информацией при выявлении фактов хранения газовых баллонов ненадлежащим образом, информируя надзорные органы (Государственный жилищный надзор (Государственная жилищная инспекция), Ростехнадзор, Роспотребнадзор).

В текущем году силы и средства областной подсистемы эффективно работали по выполнению задач в области обеспечения безопасности людей на водных объектах. Всего зарегистрировано 22 происшествия (АППГ-25). Это на 12% меньше, чем в прошлом году, к сожалению, погибло 18 человек (АППГ-20), гибель на водных объектах уменьшилась на 10%.

Комплекс проведенных профилактических мероприятий, организация только 3-х дополнительных мест массового отдыха людей на водоемах, позволили сократить количество зарегистрированных происшествий и как следствие количество погибших в них людей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Благодаря нашей совместной и плановой работе нам удалось избежать происшествий в период весеннего половодья, пожароопасный период, снизить количество технологических сбоев на объектах жизнеобеспечения населения.

За весь период весеннего половодья подтопления жилых домов не зарегистрировано. Было подтоплено 2 низководных моста в Гаврилово-Посадском муниципальном районе (д. Новая) и в Южском муниципальном районе (п. Холуй).

В рамках мониторинга и контроля за паводковой обстановкой было задействовано 19 оперативных групп в 6-ти муниципальных образованиях наиболее подверженных паводковым явлениям.

Особое внимание при подготовке к новому паводкоопасному периоду требуется уделить первоочередному жизнеобеспечению населения
в отдаленных населенных пунктах.

Как показал прошедший паводкоопасный период не во всех муниципальных образованиях были разработаны планы мероприятий по минимизации рисков и реагированию на чрезвычайные ситуации в период весеннего половодья.

В лучшую сторону по выполнению мероприятий по минимизации рисков и реагированию на чрезвычайные ситуации в период весеннего половодья отмечаются Гаврилово-Посадский, Шуйский муниципальные районы и городской округ Иваново.

Хуже решались вопросы в муниципальных районах: Ивановский, Кинешемский и Южский.

В ходе подготовки к пожароопасному сезону на территории Ивановской области проведены мероприятия по созданию минерализованных и защитных полос, опахиванию населенных пунктов, оборудованию водоисточников, что позволило избежать уничтожения огнем населенных пунктов, объектов экономики и не допустить гибели людей.

Всего в пожароопасном периоде зарегистрировано 3 природных пожара, на общей площади 1,9 га, по сравнению с прошлым годом количество природных пожаров снизилось на 72,7% (АППГ -11).

Этому способствовала также и умеренно теплая погода с достаточным количеством осадков, что
не дает нам повод расслабляться.

В течение пожароопасного периода по мониторингу пожароопасной обстановки на территории области:

— проведено 2311 наземных патрулирований оперативными группами лесных участков и населенных пунктов
— ежесуточно проводился космический мониторинг пожароопасной обстановки
— проведено 252 авиаразведки с применением авиации МЧС России, Министерства обороны и ТП РСЧС, в том числе беспилотных летательных аппаратов.

Немаловажным фактором является покрытие видеонаблюдением населенных пунктов, граничащих с лесными участками. Из сорока населенных пунктов, подлежащих оснащению видеокамерами, в настоящее время оснащены только девять, что составляет всего 22,5%.

В 2018 году необходимо усилить данную работу, так как постоянный видеомониторинг является одним из эффективных способов контроля за обстановкой, также имеет и экономическую выгоду, так как при проведении патрулирований лесопожарных участков местности затрачено более
9,7 млн. рублей только на ГСМ.

При этом создание и эксплуатация системы видеокамер дистанционного мониторинга лесопожарной обстановки может обойтись всего в 3,5 млн. рублей, что в 3 раза менее затратно. Эффективность обнаружения возгораний в лесах возрастает при этом с 30% до 95%.

В удаленных и труднодоступных населенных пунктах необходимо
в следующем году активно развивать институт старост.

В целом, подводя итоги прохождения пожароопасного периода, можно отметить положительную динамику снижения количества пожаров и их площадей, слаженную работу звеньев ТП РСЧС при реагировании
на природные пожары.

Удалось ликвидировать все пожары в день их обнаружения и не допустить распространение огня на большую площадь. К предстоящему пожароопасному периоду необходимо готовиться уже сегодня.

Конкретные задачи по подготовке поставлены Правительственной комиссией по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности. Надеюсь, что эти задачи будут выполнены в полном объеме.

В настоящее время система обеспечения вызова экстренных оперативных служб городского округа Иваново введена в опытную эксплуатацию без включения номера «112». Правительством Ивановской области направлен пакет документов в Минкомсвязь России на получение номера «112» для его функционирования.

Одновременно следует отметить, что региональная автоматизированная система централизованного оповещения, по состоянию на сегодняшний день, не готова выполнить возложенные на нее задачи. РАСЦО охватывает только население городских округов: Иваново, Кохма и Шуя.

В этом году на развитие, поддержание в исправном состоянии систем оповещения, в том числе КСЭОН, из областного бюджета выделено 7,5 млн. рублей. Завершены работы по актуализации проекта реконструкции РАСЦО Ивановской области с переходом на современный комплекс технических средств оповещения.

Проводится замена оборудования оповещения в ЕДДС муниципальных образований, а также частичная замена вышедшего из строя оконечного оборудования оповещения на уличные громкоговорящие установки.
В настоящее время на территории области находится 437 защитных сооружений гражданской обороны, из них к приему укрываемых готовы только 252. Основные усилия в 2017 году были направлены на устранение нарушений по представлению Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 16.12.2016 № 77/1-369-2016дсп.

В 2017 году проведено повышение готовности всего лишь двух защитных сооружений. Главным управлением совместно с Прокуратурой области проведено 112 проверок содержания защитных сооружений гражданской обороны. Как показывают результаты проверки, органы местного самоуправления и руководители организаций меры по поддержанию в готовности к приему укрываемых практически не принимают.

В 2018 году необходимо активизировать работу по повышению готовности защитных сооружений гражданской обороны и оформлению необходимой документации.

В настоящее время проводится работа по реализации приказа МЧС России (от 01.10.2014 № 543) «Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты» в части приближения мест выдачи средств индивидуальной защиты к химически-опасным объектам.

Следует также отметить что, несмотря на 100%-ую обеспеченность установленных групп населения области средствами индивидуальной защиты, сроки их хранения истекают, и требуется внесение изменений в областную целевую программу «Обеспечение безопасности граждан и профилактика правонарушений в Ивановской области», в части выделения денежных средств на освежение и утилизацию средств индивидуальной защиты.
Также к важным мерам профилактического характера относится подготовка населения.

В 2017 году прошли подготовку более 2450 должностных лиц и специалистов ГО Ивановской областной подсистемы РСЧС.

В лучшую сторону по подготовке населения отмечаются городские округа Иваново, Кинешма, Тейково, Шуя, а также Вичугский, Гаврилово-Пасадский, Лухский, Приволжский, Савинский и Шуйский муниципальные районы, которыми План комплектования на текущий год выполнен в полном объеме.

Вместе с тем отрицательные результаты по подготовке населения имелись в городском округе Кохма, Верхне-Ландеховском, Заволжском, Лежневском, Родниковском, Южском и Пестяковском муниципальных районах.

Необходимо постоянно совершенствовать формы и методы подготовки населения, руководящего состава и специалистов в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций.

В МЧС России уходящий год был посвящен гражданской обороне.

Было проведено более одиннадцать тысяч различных мероприятий с привлечением широких слоев населения.

В течение года более трепетное внимание было уделено ветеранам гражданской обороны, которые стояли у истоков ее становления и развития на территории Ивановской области.

По выполнению мероприятий Года гражданской обороны в лучшую сторону отмечаются: городские округа Иваново, Кинешма и муниципальные районы Вичугский, Приволжский, Гаврилово-Посадский, Заволжский, Лухский, Пестяковский, Шуйский.

В 2018 году необходимо закрепить наши достижения, что потребует от нас напряжения всех интеллектуальных, моральных и физических сил. Нам предстоит сделать все для того, чтобы обеспечить безопасность населения и остаться на передовых позициях.

В этом году нам удалось с этим справиться. В целях повышения культуры безопасности в различных сферах деятельности в МЧС России 2018 год объявлен годом культуры безопасности жизнедеятельности.

Сегодня перед нами стоят масштабные, востребованные временем задачи это:

1. Исполнение распоряжений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, решений Совета безопасности по реализации стратегических национальных приоритетов, решений комиссий Правительственной, полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе и Ивановской области по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.

2. Реализация Указа Президента (утвержденного 20 декабря 2016 года
№ 696) «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года».

3. Снижение оперативных показателей в течение 2018 года:
по количеству пожаров на 4%, по количеству погибших на пожарах на 5%, недопущение пожаров на объектах социальной сферы и недопущение случаев детской гибели.

4. Развитие региональной системы автоматизированного централизованного оповещения, комплексной системы экстренного оповещения населения, а также общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения.

5. Развитие «Системы-112» и аппаратно-программного комплекса «Безопасный город».

6. Повышение уровня защищенности населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций, дальнейшее развитие системы антикризисного управления и экстренного реагирования.

7. Обеспечение безаварийного прохождения отопительного периода, весеннего половодья и летней оздоровительной компании, обеспечение пожарной безопасности в лесах, торфяниках и населенных пунктах.

8. Укрепление материально-технической базы пожарно-спасательных подразделений.

9. Организация проведения мероприятий, посвященных Году культуры безопасности жизнедеятельности населения с привлечением широких слоев населения.

10. Активизация работы по накоплению, хранению и использованию
в целях ГО запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Важно сохранить динамику снижения количества чрезвычайных ситуаций и пожаров, а в дальнейшем прикладывать максимум усилий, чтобы сделать жизнь каждого жителя Ивановской области более безопасной
и благополучной.

Впереди нас ждет эффективная работа, но я уверен, что сообща мы сможем осуществить любые планы и проекты.

Начальник ГУ МЧС России по Ивановской области Вячеслав Бутко