Министерство здравоохранения Российской ФедерацииДепартамент здравоохранения Ивановской области

3 cентября — День солидарности в борьбе с терроризмом

Rак в Иванове, больше известном как город невест, ведут борьбу с терроризмом, кто попадает в число террористов и почему, и какое наказание грозит за содействие террористической деятельности? Кто такие неофиты, и когда любовь к проповеднику радикальных идей может сломать жизнь? Что движет телефонными террористами, которые «минируют» детские сады, торговые и офисные центры?


«Болезнь» из соцсетей и блогосферы

В Ивановской области проживает большое количество национальностей и народностей, представители которых исповедуют ислам. Это одна из самых молодых мировых религий. Но в последнее время отдельные лица неправильно трактуют ее постулаты.

Они в частности, утверждают, что необходимо вести борьбу с неверными. Неверными считаются все те, кто не исповедует ислам. Обычно идеями радикального ислама «заражаются» в тематических группах в социальных сетях и блогосфере.

Среди «заболевших» радикальными идеями есть и славяне, которые ранее исповедовали православие, но потом перешли в мусульманство. Таких людей называют неофитами.

Вот пример представительницы неофитов: Анастасия Тулупова, она попала в перечень действующих террористов России. В 2016 году девушка целенаправленно и умышленно разместила в сети ВКонтакте видеоролик и прикрепленную к нему в комментариях видеозапись, содержащую высказывания, оправдывающие совершение террористического акта. В отношении нее возбудили уголовное дело ч. 1 ст. 205.2 УК РФ «Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности
или публичное оправдание терроризма».

В ходе ее изучения установили: исламом девушка стала интересоваться с подачи своего парня, выходца из Северного Кавказа. Постепенно он привил ей радикальные идеи.

Одной из успешных операций ивановского управления ФСБ стало пресечение противоправной деятельности уроженца Республики Узбекистан Саитханова Мавлонбека Усмановича 1985 года рождения. Он также являлся сторонником радикальных течений в исламе. Только вербовал людей.

«Уголовное дело возбудило следственное отделение ивановского управления ФСБ. В ходе его расследования задокументировали, что мужчина склонял и оказывал содействие трем жителям Ивановского региона в выезде в Ирак и Сирию для участия в международной террористической организации «ИГИЛ» (запрещена в РФ). В отношении этих людей также возбудили уголовные дела», — рассказывает Светлана Гудакова, сотрудник пресс-службы УФСБ России по Ивановской области.

Саитханова судили. Московский окружной военный суд признал его виновным в содействии террористической деятельности (ч. 1 ст. 205.1 УК РФ). Мужчину приговорили к 6 годам колонии общего режима. Он обжаловал этот приговор в Верховном Суде РФ. Но его оставили без изменений.

«Интересно то, что приехав в Ивановскую область, он постепенно легализовался на территории РФ. То есть сначала получил разрешение на временное проживание, потом вид на жительство и, наконец, гражданство. Жил в микрорайоне «Московский», с соседями поддерживал ровные, неконфликтные отношения», — уточняет Светлана Гудакова.

Заочно осудили и приговорили

Есть и отдельная категория лиц, которые выезжают за границу и вступают в незаконные вооруженные формирования. В этом случае их действия квалифицируют, как участие в незаконных вооруженных формирований. Это ст. 208 УК РФ. Но если та организация, в которую они вступают, признана террористической, то их действия уже расцениваются как участие в деятельности террористической организации – ст. 205.5. Здесь и ответственность намного жестче.

Светлана Гудакова:

«В ивановском управлении ФСБ есть практика заочного осуждения (привлечения к уголовной ответственности) тех лиц, которые выехали для участия в боевых действия на территории Сирии. Такая практика не очень широко распространена в РФ. Но ивановское управление ее применяет».

Так, жителя города Фурманов, 1988 года рождения, заочно признали виновным в совершении преступления по ч. 2 ст. 208 УК РФ. Это организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем. Его заочно приговорили к 10 годам колонии строго режима. Он до сих пор воюет за границей. Но объявлен в международный розыск. Как только он вернется в РФ, при пересечении границы будет задержан и помещен в исправительное учреждение. Начало срока наказания будет считаться с момента его задержания.

Навредничать и насладиться властью

Есть еще одна категория: так называемые «телефонные террористы». Их тоже можно разделить на несколько групп. Первая — дети, которые такими шалостями хотят сорвать проведение, например, контрольной работы, или которым просто не хочется идти в школу.
Вторая – люди, которые негативно настроены по отношению к сотрудникам правоохранительных органов.

За последнее время было зарегистрировано более десяти анонимных звонков с угрозами совершения теракта. Все звонившие были установлены. В настоящее время возможности современной техники позволяют вычислять звонивших практически во всех случаях.

При угрозе совершения взрыва на каком-либо объекте, даже если звонит ребенок, задействуют значительные силы и средства региональных управлений ФСБ и МВД, МЧС, Территориальный центр медицины катастроф, скорая помощь и другие службы.

После того, как «шутника» установят, его привлекут к уголовной ответственности по ст. 207 УК РФ. Важно, что сам факт привлечения к уголовной ответственности не освобождает нарушителя от компенсации денежных средств, которые были потрачены на проведение мероприятий оперативными службами. Каждый случай рассчитывают индивидуально.

Среди особо отличившихся персонажей отметим небезызвестную жительницу Палеха Елену Горкавой 1995 года рождения. В 2017 году она совершила 8 заведомо ложных сообщений об актах терроризма. В числе данных объектов были и крупные торговые центры, и общеобразовательные школы. Сейчас она отбывает наказание сроком 3 года и 6 месяцев в колонии общего режима.

«Психологи, особенно, работающие в МЧС, делят «телефонных террористов» на две группы: психически здоровых и нездоровых. Школьники по понятным причинам ввязываются в это: сорвать уроки, и при этом абсолютно не задумываются, сколько будет стоить время работы всех задействованных служб. Дети младше 12 лет обычно не решаются на такие звонки.

В любом случае у каждого звонившего есть мотив навредничать: устроить переполох в месте, где есть личный «враг», или из-за ревности, или где плохо оказали какую-то услугу. Есть мотив «побыть всемогущим», когда по твоему велению/желанию все бегают и суетятся. У людей, которые это делают в состоянии опьянения, растормаживаются низменные порывы», — объясняет Екатерина Лукашева, психотерапевт, нарколог.

справка

Профилактикой терроризма, кроме ивановского управления ФСБ, занимается прокуратура. Уголовные дела по террористической и экстремистской тематике расследует СК России по Ивановской области.

Антитеррористическая комиссия, созданная при областном правительстве, следит за соблюдением антитеррористического законодательства в районах Ивановской области, на различных объектах: социальных, промышленных и др.

А на базе Ивановского дома национальностей проводят мероприятия, посвященные профилактике террористических проявлений представителями национальных диаспор, проживающих в регионе.

Источник: sm-news.ru